В каком году был 1 университет. Основание Московского университета им

В каком году был открыт первый университет, Вы узнаете из этой статьи.

Где был открыт первый университет?

Образование играет очень важную роль в жизни каждого человека. Первые университеты были открыты именно с этой целью. Учебные заведения имеют долгую историю.

Старейшие университеты Европи:

  1. итальянский Болонский университет, открытый в 1088 году,
  2. английский Оксфордский университет, открытый в 1100 году (на фото),
  3. английский Кембриджский университет, открытый в 1200 году,
  4. французский Монпельеский университет, открытый в 1220 году.
  5. германский Хайдельбергский университет, открытый в 1386 году,
  6. американский Гарвардский университет, открытый в 1636 году,
  7. японский Рюгеский университет, открытый в 1639 году
  8. Токийский университет, открытый в 1877 году.

Но первый университет в мире был основан в 372 году в государстве Когуре . Он носил название «Тхэхак» или «Кендан». В 992 году был открыт государственный вуз «Кугчжагам», в котором обучали ученых и феодальных чиновников. Сегодня он известен как университет легкой промышленности.

Когда открыли первый университет в Европе?

В Константинополе в 425 году открыли первое высшее учебное заведение. Но статус первого университета он получил в 848 году.

Также интересный факт, что в 859 году в Марокко основали университет Аль-Караун, который непрерывно действует с этого года и до сегодня.

Когда открыли первый университет в России?

Первый университет в России был открыт 12 января 1755 года по Указу императрицы Елизаветы . Он назывался Московский университет. Интересно, что его открыли в день святой Татьяны, поэтому современные студенты считают ее своей покровительницей и отмечают этот день как день студента. Для университета выделили здание Аптекарского дома, которое расположилось около Красной площади рядом с Воскресенскими воротами. Основателем Московского университета является известный ученый

МГУ им. М. В. Ломоносова старше и крупнее, чем все остальные университеты Москвы. Его по праву называют центром отечественной науки. В его состав входят 40 факультетов и немногим более 300 кафедр. В МГУ единовременно проходят обучение примерно 50 000 человек, из них 10 000 обучаются на подготовительных курсах, 36 000 - студенты, и около 4 000 - аспиранты. Профессорско-преподавательский состав насчитывает порядка 4 000 человек. А с чего же все начиналось?

Предыстория

В 1741 году на российский престол вступила дочь Петра I, Елизавета Петровна. Она поставила перед собой цель - создать в Российской империи особую форму правления: просвещенную монархию. Приблизив к себе образованнейших людей своего времени, она всячески поощряла развитие сферы науки и распространение культуры.

Формально первый Московский университет нельзя назвать первым в стране. В Петербурге, в то время столице, Академия наук была открыта на четверть века раньше. Однако преподаванием там занимались преимущественно академики-иностранцы, которые отдавали предпочтение иностранным же студентам. Кроме того, получить там образование могли исключительно представители дворянского сословия. Все это не позволило Академии наук стать основой российского просвещения.

Вместе с тем потребность Российской империи в собственных специалистах постоянно росла. В рядах передовых людей того времени появилась идея - создать высшее учебное заведение, в котором бы обучались, помимо дворян, лица других сословий. С этой идеи и началась история Московского университета.

Роль Ломоносова в организации университета

Михаил Васильевич Ломоносов - один из инициаторов создания в Москве государственного университета. Он разработал структуру образовательного учреждения нового типа, а также составлял планы по его развитию в первые годы существования. В частности, он добивался того, чтобы обучение вели российские преподаватели на русском, а не латинском, как было принято ранее, языке. Ведь, как считал Ломоносов, Московский университет должен стать центром российской науки. Правда, реализовать это удалось не сразу, необходимо было сначала вырастить кадры.

Заслуги И. И. Шувалова в деле просвещения

Иван Иванович Шувалов - фаворит императрицы, человек образованный и влиятельный, опекал ученых и представителей творческих профессий. Он поддерживал разные идеи М. В. Ломоносова, одобрил и предложение по созданию университета для всех сословий. Открытие Московского университета отметили с большим размахом. После этого Елизавета назначила И. И. Шувалова его куратором. Он следил за ходом учебного процесса и оказывал всяческое содействие университету на этапе его становления.

25 января, в день святой великомученицы Татьяны, Елизавета подписала проект об организации нового университета. Сегодня этот день, получивший впоследствии название День студента, празднуют учащиеся всей страны. Да и тогда, в 1755 году, его отметили с большим размахом. Целый день звучала музыка, яркими огнями сияло здание. Тысячи людей собрались на торжество и не расходились до глубокой ночи.

Формирование материально-технической базы

Открытие Московского университета сплотило людей вокруг общего дела. Средства на его обустройство поступали из разных источников. Императрица выделила порядка 15 000 рублей, сумму по тем временам огромную. Деньги пошли на формирование библиотечных фондов, создание лабораторий со всеми необходимыми приборами. Весомый вклад внесли меценаты, в первую очередь семьи Демидовых и Строгановых. Они выделяли средства на книги, оборудование, а также на стипендии для студентов.

Впоследствии сбор денег на нужды университета проводили и его выпускники, никогда не забывавшие своей alma mater. Среди профессорского состава доброй традицией стало завещать учебному заведению свои книги, монографии, рукописи и другие ценные для науки предметы из личных собраний.

Здания и строения Московского университета

Изначально для университета было выделено здание, расположенное в самом сердце города, на Красной площади (сейчас эту территорию занимает Исторический музей). В конце XVIII века его переместили на Моховую. Это здание сгорело во время пожара 1812 года и было восстановлено только через 7 лет. В наши дни там находится факультет журналистики МГУ.

В начале XIX века Александр I своим указом изменил структуру университетского правления. Была введена должность ректора, которого выбирали на собрании Совета профессоров и утверждал сам император. С тех пор университет стал именоваться императорским.

После революции слово «императорский» было изменено на «государственный». А в середине XX века, во время празднования 185-летия со дня открытия университета, ему было присвоено имя выдающегося ученого XVIII века, стоявшего у истоков российской науки, - М. В. Ломоносова. Такой путь становления прошел Московский университет имени Ломоносова.

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но не прошло и трех месяцев, как начались занятия и в самом университете.

Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи».


В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Первое здание московского университета (ныне МГУ) располагалось в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади (проезд Воскресенские ворота, д. 1/2). В этом здании университет находился с апреля 1755 года (открытие) и до его переезда в новое здание на Моховую улицу в 1793 году.

В этом доме, перестроенном под учебное заведение, 26 апреля 1755 г. состоялось официальное открытие — «инавгурация», как тогда говорили, — гимназии Императорского Московского университета, а вместе с ней и самого университета.


Учебное заведение, открыто на основании изданного императрицей Елизаветой Петровной 24 января 1755 г. именного указа «Об учреждении Московского университета и двух гимназий». К данному акту был приложен «Проект об учреждении Московского университета», который предусматривал создание в университете трех факультетов: юридического, медицинского и философского.


В соответствии с § 22 «Проекта об учреждении Московского университета» обучение на всех его факультетах должно было длиться три года. Зачисление в студенты университета согласно § 23 производилось по результатам экзамена, во время которого желавший обучаться в университете должен был показать, что «способен к слушанию профессорских лекций».


Все поступавшие в университе первоначально учились три года на философском факультете, изучая гуманитарные науки1, а также математику и другие точные науки. По истечении трех лет они могли либо оставаться на этом же факультете для углубленного изучения одного из предметов, либо переходить на медицинский и юридический факультеты, где обучение продолжалось еще четыре года. На медицинском факультете изучали не только медицину, но и химию, ботанику, зоологию, агрономию, минералогию и другие естественные науки.


В сентябре-октябре 1755 г. численность казеннокоштных студентов была увеличена до тридцати человек. Первый набор был на этом завершен: Московский университет начал действовать. Однако ни юридический, ни медицинский факультеты в то время еще не выделялись в качестве самостоятельных подразделений университета.


Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова — молодого пустого щеголя, который разыгрывал из себя покровителя науки и искусства. Шувалов поддержал его предложение, но одновременно присвоил себе славу создателя университета, «изобретателя того полезного дела». Кроме того, Шувалов внес в ломоносовский проект ряд изменений, которые ухудшали и калечили его.

О Ломоносове не упоминалось ни в официальных документах, ни во время открытия университета. Но скрыть правду о великой заслуге Ломоносова не удалось. Еще Пушкин сказал, что Ломоносов, который «сам был первым на-шим университетом», «создал первый русский университет». В наше, советское время правительство присвоило Московскому университету имя его основателя.

Здание Главной аптеки с самого начала с большим трудом удовлетворяло всем потребностям университета: здесь, помимо лекционных аудиторий, размещались учебные классы университетской гимназии, библиотека и минералогический кабинет, химическая лаборатория, типография с книжной лавкой. Поэтому уже с 1760-х гг. часть учебных помещений переводят во вновь приобретаемые дома на Моховой улице. Окончательный же переезд университета на Моховую состоялся в конце XVIII века.

Первое университетское здание, лишившись своих обитателей, постепенно ветшало (на фотографии мы видим его состояние в середине XIX века) и было разобрано в связи с возведением Исторического музея. Памятная доска в его стене свидетельствует сейчас об открывшемся некогда на этом месте Московском университете.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» основано в 1755-ом году. Несмотря на то, что университет был открыт при Елизавете Петровне, о создании этого учебного учреждения задумывался ещё отец императрицы, Пётр I. Император представлял университет центром науки и культуры. Но осуществить свои замыслы он не успел.
Развитие Российской империи во времена Елизаветы Петровны нуждалось в большом количестве образованных людей. Уже существовавшие тогда Петербургский университет, училища и школы не справлялись с поставленной задачей. У просвещённых людей России появилисьмысли о создании учебного заведения, в котором могли бы обучаться разночинцы.
Одним из таких людей был Михаил Васильевич Ломоносов. Его всегда интересовало развитие и образование страны. В 1753-ем году, уезжая из Петербурга в Москву, он начинает вместе с графом И.И. Шуваловым, доверенным лицом императорского двора, разрабатывать проект создания первого Московского университета. Граф имел большое влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны и был уверен, что после появления МГУ Россия сможет на равных соревноваться со всеми народами Европы. 25-ого января 1755-ого года императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета.
Первоначально за проект нового здания взялся архитектор Борис Иофан, автор небоскрёба «Дворец Советов». Однако его отстранилиот работы, и проект передали Л. В. Руднёву.
Сначала в университете было основано три факультета: юридический, медицинский и философский.
На юридическом обучали три профессора:
1. Профессор всей юриспруденции, который должен был знать натуральные и народные права, узаконения Римской древней и новой империи и, соответственно, научить этому.
2. Профессор российской юриспруденции, который должен был знать и преподавать внутренние государственные права.
3. Профессор политики, который должен был показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собой, как это происходило в прошедшие века и как происходит в нынешнее время.
На медицинском факультете было три профессора:
1. Доктор и профессор химии.
2. Доктор и профессор натуральной истории.
3. Доктор и профессор анатомии.
На философском - шесть:
Профессора философии, физики, оратории, поэзии, истории, древностей и критики.
Также М. В. Ломоносов хотел, чтобы при университете была гимназия.
Обучение начиналось на философском факультете. Студенты получали базовую подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Обучение можно было продолжить, специализируясь на одном из трёх факультетов. Профессора читали лекции на латыни и на русском языке. Наиболее выдающихся студентов отправляли в зарубежные университеты.
Университет сыграл выдающуюся роль в распространении научных знаний. В апреле 1756-ого года при МГУ были открытии типография и книжная лавка, что дало начало отечественному книгоизданию. Деятельность Московского университета помогла созданию таких крупных центров, как Казанская гимназия, Малый театр, Академия художеств в Петербурге.
В XIX веке при университете образовались первые научные общества: «Общество Испытателей природы», «Общество Истории и древностей российских», «Общество любителей российской словесности».
Война с Наполеоном, начавшаяся в 1812 году, вызвала у студентов МГУ небывалый патриотический подъём.
В XIX веке Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России.
Отмена крепостного права в 1861 году, вступление России на путь капитализма – всё это сильно сказалось на университетской жизни. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии – всё это требовало повышенного уровня образования. В 1863 году в университете увеличилось число преподавателей. На четырёх факультетах обучалось около 1500 студентов (в 1758 году их было всего 100). К 1941 году в университете насчитывалось более 5000 учеников.
С начала Великой Отечественной Войны (1941-1945) университет находился в эвакуации. За эти годы Московский университет выпустил больше 3000 студентов. Более 5000 университетских питомцев сражалось на фронтах войны. Не вернулось с поля боя около 3000 студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь был поставлен памятник и зажжён Вечный огонь Славы.
В Московском государственно университете имени М. В. Ломоносова обучались такие люди, как:
Бальмонт Константин Дмитриевич
Бухарин Николай Иванович
Лермонтов Михаил Юрьевич
Островский Александр Николаевич.

Дата Открытие факультета
01.10.1929г Химический
16.05.1934г Исторический
23.07.1938г Географический и геологический
20.12.1941г Экономический и филологический
07.06.1952г Факультет журналистики
06.12.1965г Факультет психологии
16.03.1970г Факультет вычислительной математики и кибернетики
10.04.1973г Факультет почвоведения
1988г Факультет иностранных языков
06.06. 1989г Социологический
1991г Факультет наук о материалах
1992г Факультет фундаментальной медицины
1993г Факультет государственного управления
1997г Факультет педагогического образования
2001г Факультет искусств
2002г Факультет биоинженерии и биоинформатики
2003г Факультет мировой политики

Элитное образование и неразрывно связанное с ним системное научное знание пришло в Россию лишь в эпоху Петра I, когда по монаршей инициативе была создана Академия наук. Через некоторое время появилась Академия Художеств, а там и до первого университета было недалеко. Но как люди на Руси учились до этого, и какие места в Москве связаны с допетровскими учебными заведениями? МОСЛЕНТА решила выяснить этот вопрос.

Загадка добровольной изоляции

Первый университет в Европе появился в 1088 году в Болонье. Спустя примерно 70-80 лет они уже появились в Париже и Модене, а к концу XIII века их количество исчислялось десятками. В России же первое высшее учебное заведение появилось лишь спустя пять столетий. Это одна из загадок отечественной истории, однозначного ответа на который не существует. Есть только некая цепочка фактов и связанных с ними вопросов.

Конечно, можно предположить, что мы были оторваны от Запада и не имели возможности перенимать этот опыт. Но ведь в Константинополе с V века существовал Атеней (или Афиней), а в 855 году появилась Магнаврская высшая школа. Там изучали арифметику, геометрию, музыку, астрономию, медицину, грамматику, риторику и философию, причем не только православную, но и Платона с Аристотелем.

Почему, позаимствовав византийское христианство, Русь не взяла от греков их ученость?

Мы ведь ничего не знаем о научных и образовательных учреждениях домонгольского времени, помимо монастырских, то есть, сугубо религиозных. Так что и на нашествие татар пенять не приходится, тем более, что такие проблемы их точно не интересовали.

Между тем, уже с XV века Русь чувствует отставание от Запада в научном и техническом плане. Достаточно вспомнить хотя бы историю со строительством Кремля, когда наши мастера не справились, и решено было пригласить зодчих из Европы. Аристотель Фьорованти ведь не только Успенский собор возвел, он прежде соорудил два кирпичных завода, иначе Кремль не из чего было бы строить. А потом построил монетный и орудийный дворы. Почему, используя навыки Фьрованти, Пьетро Антонио Солярио, Марко Руффо и других нанятых мастеров, россияне не попытались создать с их помощью школу, дабы доморощенные мастера переняли их знания? Нет, все зодчие отработали, получили вознаграждение и уехали, кроме тех, кто до конца контракта не дожил.

Иван Грозный тоже приглашал иностранных специалистов, прежде всего военных: офицеров, пушкарей, литейщиков. Однако отношение к ним принципиально не менялось - по-прежнему они выполняли свою работу, но не оставляли после себя знаний.

Изменить ситуацию пытался только Борис Годунов, который послал на обучение в Европу 18 молодых людей - между прочим, более чем за сто лет до Петра I.

Чем закончился эксперимент, доподлинно не известно: на Руси началась «смута», в которой затерялись следы уехавших «студентов».

В XVII веке мы видим ту же картину - приглашаются иностранные мастера разных специальностей, но школ не создается. Обучение проходит в домашних условиях и при церквях, где оно ограничивается первичными азами письма и счета, да чисто религиозными предметами. Но беда в том, что если грамоту и счет дома выучить можно, то развивать науку - нереально.

Среди русской элиты были образованные люди, такие как дядя царя Алексея Михайловича Никита Романов, воспитатель и свояк царя Борис Морозов, окольничий Федор Ртищев, боярин и дипломат Афанасий Ордин-Нащокин, боярин Артамон Матвеев, фаворит Софьи князь Василий Голицын, но их было очень мало.

Кстати, уже тогда многие бояре стали нанимать своим детям иностранных учителей из Европы, чаще всего из западной Белоруссии и Польши, тогда Речи Посполитой. Многие представители элиты владели иностранными языками, выписывали из-за границы книги, создавали библиотеки.

- Но системы образования не было: государство в этом не участвовало, а церковь даже препятствовала.

Возможно, в церковном влиянии и состоит главная причина культурной изоляции и такого, мягко говоря, странного отношения к науке, которое сложилось в средневековой Руси.

Такая ситуация была даже в армии, куда цари Михаил Федорович и особенно Алексей Михайлович стали активно нанимать иноземцев. В «полках нового строя», которые к концу XVII века составляли до половины регулярной армии, офицерами в основном были иностранцы, набранным же русским приходилось постигать военную премудрость. Обучение происходило на практике внутри полков и было бессистемным, что не могло не сказаться на его качестве. В то же время ни одного военного училища создано не было, хотя, казалось бы, способных передать знания иностранцев было достаточно.

Пагубность изоляционизма и необходимость перемен была очевидна, это витало в воздухе. Подтверждают это реформаторские попытки Алексея Михайловича и его наследников Федора и Софьи. Им не хватало решительности их брата Петра, но они были предтечей великих реформ. В сфере образования тоже были первопроходцы, опередившие время и происходило это, прежде всего, в столице Русского государства Москве.

«Милостивый муж» Федор Ртищев

Первое открытое учебное заведение в Москве было частным, и связано оно с именем царева «окольничьего» Федора Михайловича Ртищева. Это был совершенно уникальный человек, проявлявший себя в самых различных сферах: военной, дипломатической, научной и даже благотворительной. Его незаурядность была видна еще в молодом возрасте. Видимо, домашнее образование не удовлетворило его, но продолжать обучение было негде. Тогда двадцатилетний «постельничьий» (тогда он занимал этот придворный пост) царя Алексея решил создать для себя и других школу.

Сделать это иначе как при посредничестве церкви было нельзя, и Федор Михайлович испросил у патриарха Иосифа разрешение на свои средства построить в Москве «учебный монастырь». Разрешение было получено, и на Воробьевых горах в урочище Пленицы, что за речкой Кровянкой, началось строительство монастыря. Первоначально он именовался Преображенским, а позднее - Андреевским, во имя апостола Андрея Первозванного.

Одновременно Ртищев позвал около трех десятков ученых-иноков из малороссийских монастырей и попросил государя посодействовать в приглашении выдающихся ученых и просветителей того времени - Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Это были сподвижники экзарха Константинопольского престола митрополита Петра Могилы, который и помог уговорить их на переезд в Москву.

Малороссийская православная церковь в те времена была в сложном, но в то же время выигрышном положении по сравнению с московской.

С одной стороны, ей приходилось конкурировать с униатской и католической, которые находились в Речи Посполитой в более привилегированных условиях. С другой, это давало возможность взаимного культурного обогащения, а конкуренция защищала от лишнего догматизма.

Речь идет о церкви Константинопольского патриархата, который сохранил за собой Киевскую епархию до того, как в Москве стали самостоятельно выбирать патриарха (1589 год). Константинопольская церковь сохранила традиции византийской учености и впитала лучшие идеи западного христианства, в том числе университетские. Не случайно именно под ее крылом в Киеве создали Киево-Могилянскую академию - старейшее православное высшее учебное заведение. Как ни странно это выглядит сегодня, но именно с ней связано и зарождение московского образования.

Построив в 1648 году Андреевский монастырь и основав там высшую школу, Ртищев сам пошел в нее учиться. Помимо изучения греческого и латинского языков, здесь занимались риторикой и философией. На начальном этапе это скорее был научный философский клуб, нежели учебное заведение в чистом виде, но вскоре набор предметов расширился, и в школу стали принимать всех желающих. Финансировал ее по-прежнему Ртищев.

- Московская церковь приняла школу в штыки, обозвав еретической и «несходной истинному правоверию».

Философия, даже православная и византийская, ей была не интересна. Спасла близость Федора Михайловича с царем Алексеем и влиятельным митрополитом Никоном, будущим патриархом, а тогда духовником царя. Просуществовав более тридцати лет, училище было переведено в Заиконоспасский монастырь и стало основой для нового, более крупного учреждения - Славяно-греко-латинской академии.

А Андреевский монастырь остался одним из центров книжной грамоты и прародиной русского знания. Кстати, он и по сей день стоит на том же месте, по соседству с президиумом Академии наук, что весьма символично.

Предтеча МГИМО

Приглашенные Ртищевым ученые были не единственными выходцами из Киево-Могилянской академии, которые в эти годы оказались в Москве. Следом за ними приехал знаменитый богослов и поэт Симеон Полоцкий.

Ему в 1665 году царь Алексей поручил организацию школы для подъячих Тайного приказа, где их обучали русской и иностранной грамматике. Местом для школы определили Спасский монастырь на Никольской улице. В Москве этот монастырь обычно называли Заиконоспасским, поскольку если смотреть от Кремля, то расположен он был за рядами, где торговали иконами. Монастырь был отстроен при царе Алексее уже с учетом учебных потребностей, а деньги на строительство дал воевода князь Федор Волконский.

Это было первое учебное учреждение, организованное властью, но его скорее можно назвать специальным, даже профессиональным.

К тому же, учащихся было очень мало - всего около десятка. Тайный приказ ведал делами двора и сношениями с зарубежными странами, его сотрудники часто становились посланниками, посему должны были владеть иностранными языками. Обучение латинскому языку, который в те годы считался дипломатическим, шло по учебнику португальца Альвареца.

Впоследствии Полоцкого сменил его ученик Сильвестр Медведев, сам же пиит отправился обучать царских детей, кстати, как и Ртищев. Но за Спасским монастырем закрепилось название «учительский», что сыграет свою роль: более чем на полвека он станет центром русского просвещения. Сам же Симеон Полоцкий стал инициатором создания нового учебного заведения - Академии по аналогии с Киево-Могилянской. Устав написал Сильвестр Медведев, а утвердил его в 1682 году царь Федор Алексеевич. Полоцкого к этому времени уже не стало, и поучаствовать в создании своего детища он не мог. Медведев поначалу участвовал, но впал в опалу как сторонник Софьи и был казнен.

От Академии к Университету

Следующая история связана не с выпускниками Киево-Могилянской академии, а с греками - братьями Иоаникием и Софронием Лихудами. Уроженцы Ионического острова Кефалонии происходили из знатного княжеского рода, были в родстве с византийскими Мономахами. Они получили образование в Греции, Венеции и Падуе, считались видными учеными и проповедниками.

Когда поступило предложение из Москвы о возможности поучаствовать в создании первой в стране православной академии, они согласились и выехали из Константинополя, где в тот момент проповедовали, в неведомую Россию.

Новое заведение поначалу поместили в Богоявленский монастырь, но только из-за того, что еще не был достроен новый Коллегиум - трехэтажный корпус в Заиконоспасском монастыре, который должен был стать базой академии. В 1686 году его открыли стараниями князя Василия Васильевича Голицына, который и деньгами помогал, и административный ресурс использовал: он тогда был правой рукой царевны-регента Софьи. Лихуды называли князя своим «заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем».

Поскольку учеников и грамотных учителей не хватало, то решено было объединить училище Андреевского монастыря и типографскую школу в новую, названную Славяно-греко-латинской академией. «По указу Царей вскоре присоединены до 40 боярских детей и значительное число разночинцев», а к концу 1687 года в Академии числилось 76 учащихся. Постепенно их число выросло до ста, потом и до 600. Учебники по всем предметам изначально были созданы братьями Лихудами, позже линейка значительно расширилась. В 1701 году приказом Петра I заведению был пожалован официальный статус государственной академии.

- Обучение в Академии было рассчитано на 12 лет, но не обязательно было поступать на низшую «фару» или школу.

Зачисление производилось по результатам вступительного собеседования, принимали детей всех сословий. Изучалась физика, математика, логика, история, география, богословие, латинский, греческий и славянские языки, музыка, даже эллинская философия и культура. Отдельным предметом считалась поэзия или, как тогда говорили, пиитика.

При Академии был театр, где силами студентов и москвичей ставились назидательные спектакли, в том числе по произведениям Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича. Религия была неотъемлемой частью учебной программы, но все же, в первую очередь, Академия готовила образованных светских людей, способных к любым видам государевой службы. Среди ее выпускников значатся архитектор Василий Баженов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, основатель русского театра Федор Волков, математик Леонтий Магницкий и конечно, Михаил Ломоносов - основатель первого в России московского Университета.

Ему была уготована честь передать эстафетную палочку и заложить основы настоящего научного образования, которого так не хватало России. А Академия, уступив место новым чисто светским учебным заведениям, нашла свою нишу - в 1775 году она переехала в Троице-Сергиеву лавру.