Обозначение в нотах ff. Динамические оттенки в музыке; Andantino

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки является сила звучания инструмента - динамика.
Динамика в свою очередь зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки.
Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения.

При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания.
На слабозвучной гитаре (серийного производства), чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить.
Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки.

























































Сокр. обозн. Полное обозн. Произношение Значение
p piano пиано тихо
mp Mezzo piano меццо-пиано не очень тихо
pp pianissimo пианиссимо очень тихо
f forte форте громко
mf Mezzo forte меццо-форте не очень громко
ff fortissimo фортиссимо очень громко
cresc. < crescendo крещендо усиливая
dim. > diminuendo диминуендо ослабляя
morendo морендо замирая
sf sforzando сфорцандо внезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p .
Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp .
У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.
Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии -- fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер.
Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf .
У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения громкости
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декрещендо (decrescendo) -- постепенное ослабление.
В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.).

Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки".
Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () -- ослабление.

Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. -- изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (русск. поко -- немного), poco a poco (русск. поко а поко -- мало-помалу), subito или sub . (русск. субито -- внезапно) и т. п.

Дополнительные музыкальные термины, связанные с динамикой

Резкие изменения громкости
Сфорцандо (итал. sforzando) или сфорцато (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz .
Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорцандо (итал. rinforzando) и обозначается rinf ., rf или rfz .

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Упражнение на отработку динамических оттенков при игре на гитаре
Ниже представлено небольшое и несложное упражнение на развитие сразу нескольких основных моментов при работе правой руки в момент игры на гитаре:


При отработке данного упражнения очень полезно следить за правой рукой в зеркало. Это помогает отследить ошибки и "проблемные места" сразу.
Левая рука может удерживать гитару возле грифа.

Упражнение можно разнообразить за счет:
- включения пятой и четвертой струн для большого пальца
- Отработки упражнения как на апояндо, так и на тирандо

На последок, Вашему вниманию предлагается одно из "концертных" произведений, которое можно играть перед публикой.

Andantino (Андантино) - прелюдия Матео Каркасси


Вашему вниманию предлагается одна из прелюдий Матео Каркасси, которую изучают во всех музыкальных школах в обязательном порядке.
Данная прелюдия, как и все остальные впрочем, является очень хорошим средством для отработки техники игры на гитаре.
Внимательно разберите ноты, аппликатуру и начинайте играть с небольшого темпа. Следите за ритмом.

В данном произведении используется прием двойного апояндо.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

отдел художественной направленности

Конспект открытого занятия

тема: « »

Составила: Елхова

Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

объединение «Стань звездой»

2017г.

Открытый урок по теме: « Динамические оттенки, фразировка »

Объединение: «Стань звездой»

Педагог: Елхова Ольга Александровна

Дата проведения: , 201г.

Тема урока: Динамические оттенки, фразировка .

Цель урока: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой .

Задачи урока:

Обучающие: - развить динамический слух; - научить исполнять музыкальные произведения с фразировкой;

Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся.

Развитие правильного восприятия динамических оттенков и фразировки в песнях.

Развитие стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- развить эмоциональность, образность мышления и концентрацию внимания ;

Воспитательные :

Воспитать музыкальный вкус.

Воспитание сознательного подхода к обучению;

Формирование музыкальной культуры;

- Воспитать эстетический вкус и любовь к эстрадному вокалу.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Подготовка рабочего места

Приветствие

Разминка

Техника безопасности

Объявление темы, цели и задач урока.

2. Дыхательные упражнения, укрепление певческого дыхания. Артикуляция.

Упражнения для наработки навыков дыхания:

1.Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохнуть, при этом не поднимать плечи. Диафрагма опущена. Отпустить живот, делая выдох. Вдох сделать легкий через чуть приоткрытый рот, при этом воздух автоматически проходит и через нос. Повторить четыре раза.

2.Исходное положение то же. Сделать короткий вдох. Задержать дыхание. Отпустить живот, делая выдох. При освоении навыка удлинять задержку дыхания, считая до десяти. Повторять четыре раза.

Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию:

1.Короткий вдох, наполняющий все легкие. Активный выдох, сильными
рывками с произношением слога пфу. Повторить четыре раза, выталкивая воздух животом. После каждого пфу сделать небольшую паузу.

2.Вдохнуть быстро, наполняя все легкие. Выдох через рот узкой струей.
Выдохнуть, плавно опускай грудь, сжимая ребра и одновременно подавая воздух животом. Повторить четыре-восемь раз. Упражнение укрепляет выдыхательные мышцы.

З.Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из
узкого горлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель губ. В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу вверх. Выдох рывками, произнося фу-фу-фу, каждый раз, резко подавая воздух животом.

4. Сделать два легких коротких вдоха, равномерно наполняя легкие, «снизу вверх». Этим создаются хорошие условия для работы голосовых связок. На счет пять задержать дыхание. На счет семь медленно выдыхать через букву «с».
Выдыхать нужно ровной струей. Такая тренировка совместной работы
вдыхательных и выдыхательных мышц способствует ощущению их
антагонистической борьбы и кроме удлинения выдоха помогает нахождению
чувства опоры. Повторить четыре раза.

5.Упражнение то же самое, только счет увеличивается (три, семь, десять).

Упражнения на артикуляцию:

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения:

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём: К-Г, К-Г,К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём: П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Вокальные упражнения:

1.Поем с закрытым ртом, при этом опускаем нижнюю челюсть, смыкаем губы и делаем их «поющими», зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая, губы в состоянии щекотливости, распевание начинать на примарных звуках согласно диапазону каждого голоса. Используем движение звуков вверх по полтона, потом вниз, или же на одном звуке. А затем пение с постепенным открытием рта сначала на слогах «ми» и «мэ», потом пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му». При этом следить за тем, чтобы учащийся на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.

Упражнение разогревает голосовые связки, сглаживает вокальную позицию, налаживает «кантиленную» работу диафрагмы.

2.Распевка на итальянском слове «vieni» с распевами поступенным движением вниз в пределах квинты.

Очень полезно для приближения вокальной позиции и сглаживания регистров, звонкого звучания на переходных нотах, особенно при тех случаях, когда ребёнок специально «глубит» позицию, копируя взрослых певцов и думая, что так его голос звучит красиво.

3. Распевка в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми». При этом следить, чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми». Также полезна распевка на слогах «мэ-ма-мэ-ма-мэ» ,которая способствует хорошего открыванию рта,освобождению нижней челюсти при пении и выглаживанию вокальной позиции, высветлению звука на всех регистрах.

4. Распевка в пределах кварты на слогах «ба-бэ-би-бо».

На этой распевке уже нужно брать и хорошо распеть верхние ноты в диапазоне ребёнка, объясняя ему, как лучше и удобнее их взять: брать их, направляя как будто бы в голову, хорошо открыв рот и освободив нижнюю челюсть, немного «удивиться», чтобы звук пошёл в вокальную маску, при этом следить за четкой артикуляцией.

5. Распевка на активном, но мягком стаккато. Слоги « ли» или «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию.

Хорошо налаживает правильную работу диафрагмы и накачивает её, как мышцу (при этом диафрагма работает в режиме, похожем на её работу во время смеха или кашля, поэтому хорошо активизируется), а также быстрое попадание потока воздуха в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот. При этой распевке нужно следить, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плечей и груди, а двигался, выталкивая звук, только животик.

3. Формирование и развитие правильного восприятия динамических оттенков и фразировки. Основная часть.

Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые называются, как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по - разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении. Фраза - от греческого слова prasis - выражение, способ выражения. Понятие - фраза - есть и в речи и в музыке. В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками. Таким образом, динамика - это сила звучания музыки. Динамика - от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука. То есть, у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика, что-то произносим громче, а что-то тише.

5.Закрепление материала:

Динамические оттенки и фразировка на примере разучиваемых песен «Фантазерка», «Мама».

6. Подведение итогов, выводы.

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки является сила звучания инструмента - динамика.
Динамика в свою очередь зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки.
Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения.

При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания.
На слабозвучной гитаре (серийного производства), чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить.
Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки.

























































Сокр. обозн. Полное обозн. Произношение Значение
p piano пиано тихо
mp Mezzo piano меццо-пиано не очень тихо
pp pianissimo пианиссимо очень тихо
f forte форте громко
mf Mezzo forte меццо-форте не очень громко
ff fortissimo фортиссимо очень громко
cresc. < crescendo крещендо усиливая
dim. > diminuendo диминуендо ослабляя
morendo морендо замирая
sf sforzando сфорцандо внезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p .
Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp .
У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.
Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии -- fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер.
Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf .
У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения громкости
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декрещендо (decrescendo) -- постепенное ослабление.
В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.).

Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки".
Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () -- ослабление.

Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. -- изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (русск. поко -- немного), poco a poco (русск. поко а поко -- мало-помалу), subito или sub . (русск. субито -- внезапно) и т. п.

Дополнительные музыкальные термины, связанные с динамикой

Резкие изменения громкости
Сфорцандо (итал. sforzando) или сфорцато (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz .
Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорцандо (итал. rinforzando) и обозначается rinf ., rf или rfz .

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Упражнение на отработку динамических оттенков при игре на гитаре
Ниже представлено небольшое и несложное упражнение на развитие сразу нескольких основных моментов при работе правой руки в момент игры на гитаре:


При отработке данного упражнения очень полезно следить за правой рукой в зеркало. Это помогает отследить ошибки и "проблемные места" сразу.
Левая рука может удерживать гитару возле грифа.

Упражнение можно разнообразить за счет:
- включения пятой и четвертой струн для большого пальца
- Отработки упражнения как на апояндо, так и на тирандо

На последок, Вашему вниманию предлагается одно из "концертных" произведений, которое можно играть перед публикой.

Andantino (Андантино) - прелюдия Матео Каркасси


Вашему вниманию предлагается одна из прелюдий Матео Каркасси, которую изучают во всех музыкальных школах в обязательном порядке.
Данная прелюдия, как и все остальные впрочем, является очень хорошим средством для отработки техники игры на гитаре.
Внимательно разберите ноты, аппликатуру и начинайте играть с небольшого темпа. Следите за ритмом.

В данном произведении используется прием двойного апояндо.

На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки .

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:

  • pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо
  • p – Piano – пиано – тихо
  • mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо
  • mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко
  • f – Forte – форте – громко
  • ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Да, громко.

Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:

Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

В данном примере длинная динамическая “вилка” (<),означает, что фрагмент нужно играть все громче и громче, пока не закончится знак крещендо.

А здесь сужающаяся “вилка” (>) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).

Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо » (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) - постепенное ослабление.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:

  • poco – поко – немного
  • poco a poco – поко а поко – мало-помалу
  • subito или sub. – субито – внезапно
  • più – пью – более

Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:

  • al niente – аль нинте – буквально «до ничего», до тишины
  • calando – каландо – «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость
  • marcato – маркато – подчёркивая каждую ноту
  • morendo – морендо – замирая (затихая и замедляя темп)
  • perdendo или perdendosi – пердендо – теряя силу, сникая
  • sotto voce – сотто воче – вполголоса

Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент . В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.

В нотах он обозначается:

  • sforzando или sforzato (sf или sfz) – сфорцандо или сфорцато – внезапный резкий акцент
  • forte piano (fp) – громко, затем сразу тихо
  • sforzando piano (sfp) – указывает на сфорцандо с последующим пиано

Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:


Динамические оттенки

Как исполнить музыкальное сочинение так, чтобы чувствовалась единая линия всей музыки?

В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения. Громкость - мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость

Полное название

Сокращение

Перевод

Fortissimo

очень громко

forte

громко

mezzo forte

средняя громкость

mezzo piano

средне-тихо

piano

тихо

pianissimo

очень тихо

Изменения громкости

Название

Перевод

crescendo

усиливая

poco a poco crescendo

мало-помалу усиливая

diminuendo

стихая

poco a poco diminuendo

мало-помалу стихая

smorzando

замирая

morendo

замирая

Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.